10 причин, по которым патрульный может остановить транспортное средство

Юристы Правового центра «Гарант», разобравшись во всех нормативных тонкостях, подготовили для читателей портала «Первый Криворожский» материал о взаимодействии автомобилистов с патрульными на дороге.

В прошлом 2015 году наше государство реформировало правоохранительный орган под названием Милиция в другой – Национальная Полиция. Различия в административной составляющей и подчинении внутри правоохранительной структуры мы разбирать не будем, а остановимся на общении водителей с представителями Национальной полиции на дороге.

Начнем с того, когда патрульный может остановить транспортное средство. Список причин для остановки исчерпывающий – таких пунктов всего 10:

  • Присутствует очевидная техническая неисправность транспортного средства;
  • Отсутствие номерного знака, его неправильное размещение, закрытие посторонними предметами, или его невозможно прочитать с расстояния 20 метров;
  • Водителем нарушены Правила дорожного движения;
  • Есть информация о том, что водитель или пассажир причастен к созданию ДТП, криминального или административного правонарушения, или если есть информация о том, что ТС или груз могут быть объектом или средством создания ДТП, криминального или административного правонарушения;
  • Транспортное средство находится в розыске;
  • Водитель или пассажиры были свидетелями ДТП, криминального или административного правонаршуения;
  • Если необходимо привлечь водителя ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или полицейским, или как свидетеля во время оформления протоколов об админнарушениях или материалов, касающихся ДТП;
  • Уполномоченным органом власти принято решение о запрете или ограничении движения;
  • Способ крепления груза на ТС создает опасность другим участникам дорожного движения;
  • Порядок использования специальных световых или звуковых сигналов на ТС нарушен.

Если Вас все-таки остановили, необходимо остановиться с соблюдением Правил дорожного движения, а после этого — включить аварийную световую сигнализацию.

Выходить сразу же после остановки не нужно – достаточно опустить стекло для нормального общения с представителем Закона. После остановки, патрульный должен представиться, назвать должность, звание и фамилию и сообщить о причине остановки.

Предоставлять документы на транспортное средство и удостоверение, которое дает право на управление ТС нужно только по требованию патрульного. Страховой полис водитель обязан иметь при себе, но предъявлять его должен только в случае ДТП.

Также Закон «О национальной полиции» не обязывает водителя передавать удостоверение патрульному в руки. Достаточно предоставить его для ознакомления и, при необходимости, переписать данные.

Актуален также вопрос: «А может ли инспектор потребовать открыть багажник?». Со стороны лингвистики здесь есть трудности, ведь «осмотр» и «досмотр» на украинском звучит как «огляд». Но, тем не менее, досмотр может быть проведен лишь по отношению к лицам, подозреваемым в совершении преступления; лицам, которые совершили административные правонарушения; лицам, в отношении которых избрана мера пресечения.

В чем же отличие от осмотра от досмотра? При осмотре сотрудник может «осмотреть» салон. Требование открыть багажник – уже досмотр. При этом обязательное присутствие понятых. А если патрульный самостоятельно открывает багажник, бардачок и копается в вещах – это уже обыск, и проводится он исключительно по разрешению суда и компетентными органами криминальной полиции, что никак не входит в компетенцию патрульных.

Подводя итог, помните: патрульные – такие же люди, как и мы, хоть и при исполнении обязанностей. У них есть как свои права, так и обязанности.