Медосмотр по-новому: что это будет и почему таких «новшеств» боятся как огня

2

Сейчас, как и ранее, для получения водительских прав необходимо пройти медкомиссию. Но эта процедура касается лишь основных факторов состояния здоровья исследуемого – зрения, кардиологических заболеваний и т.п. А может ли человек адекватно вести себя за рулем, реагировать на изменение дорожной обстановки, не бросит ли руль в панике при сложных обстоятельствах – на такие вопросы медкомиссия ответов не даст. Да, сейчас существует требование получить справку от психиатра, но там, в основном, проверяют не состоит ли кандидат на учете в психоневрологическом диспансере и нет ли его в списке наркозависимых.

С целью определения пригодности к полноценному и безопасному выполнению функций водителя и будет введена «психофизиологическая экспертиза с оценкой уровня развития профессионально важных психофизиологических качеств кандидатов в водители и водителей».

Желающие получить права должны получить позитивный результат предварительного медицинского осмотра. А допуском к этому этапу будет служить позитивный результат пройденной ранее психофизиологической экспертизы.

Периодическому медицинскому осмотру подлежат водители транспортных средств для подтверждения права на управление транспортным средством: в возрасте до 55 лет — один раз в 10 лет; в возрасте от 56 до 75 лет — один раз в 5 лет; в возрасте от 76 лет и старше — один раз в 3 года; водители, которые выполняют работы по перевозке пассажиров и грузов, – раз в 2 года (в возрасте от 60 лет – ежегодно).

Водители, которые «попались» в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, либо под действием лекарственных препаратов, влияющих на способность к управлению транспортными средствами, но не лишены права управления транспортными средствами в соответствии с законодательством, проходят медицинские осмотры дважды в год в течение трех лет после фиксации нарушения.

Для водителей, лишенных права управления транспортными средствами за управление ими в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения, внеочередной медицинский осмотр проводится по направлению уполномоченного должностного лица Национальной полиции Украины. Что касается водителей, регулярно совершающих грубые нарушения в сфере дорожного движения и его безопасности (трижды и более в течение года) полиция получит право направить в суд протокол с предложением рассмотрения вопроса об обязательном прохождении таким водителем психофизиологической экспертизы. До получения результатов психофизиологической экспертизы водительское удостоверение подлежит временному изъятию.

Специалисты (должностные лица) учреждений здравоохранения, которые проводят медицинские осмотры и психофизиологическую экспертизу, несут персональную ответственность в соответствии с законодательством Украины за справедливость заключения относительно кандидата в водители или водителя по результатам проведения медицинского осмотра или психофизиологической экспертизы. Все данные о нарушениях ПДД, ДТП с участием водителей, результатах медосмотра и психофизической экспертизы будут храниться в едином электронном госреестре, поэтому обмануть систему, подав заявление на выдачу «прав», например, в другом городе, не получится.

То, что на юридическом языке называется «психофизиологическая экспертиза», в Европе давно получило собственное народное название – «идиотен тест» (речь о Medizinisch-Psychologische Untersuchung, MPU). Пока неизвестно как именно будет выглядеть интерпретация европейской практики этого явления в Украине, но мы немного расскажем о том, как это происходит в Германии. Если водитель нарушает ПДД систематически, отделаться штрафами не получится. Обычно, после третьего нарушения (например, превышение скорости) за определенный период времени «счастливчик» получает приглашение пройти этот самый тест. А за грубые нарушения (такие как алкоголь за рулем) – можно получить приглашение на MPU и сразу. Если не явиться – дело может дойти и до тюрьмы. Но, просто прийти куда-то, заполнить пару бумаг с вопросами – не тот вариант. Для сдачи теста следует пройти специальную подготовку. Если «повезло» и определили в группу – спецкурс обойдется в 500-600 евро. Если с нарушителем будут работать психологи индивидуально, в течении примерно 40 учебных часов, просвещая его на темы «почему нарушать ПДД – это плохо», процедура «потянет» от 80 до 150 евро в час: итого, чтобы получить в свою карточку все 40 отметок о прохождении спецобучения, придется выложить от 500 до 6000 евро.

После завершения «обучения» приходит пора сдать этот самый «идиотен тест». Стоимость попытки – от 400 до 755 евро (варьируется от типа нарушения). Вопросы там задают самые разные: с двойным или завуалированным смыслом, с провокацией, сбивающие с толку. Да и сами экзаменаторы не церемонятся с «клиентами». Например, еще на входе в кабинет могут спросить «почему вы не закрыли дверь?» Оглянулся – тест может быть и не сдан: если не способен запомнить простое действие, то какое там «за руль». Или ситуация: вы едете ночью, видите в свете фар птицу, сидящую на дереве, ваши действия? – Правильный ответ «остановлюсь и отрегулирую фары». «Сколько в Германии поворотов?» – правильный ответ «два, левый и правый», и так далее.

Обязательно будут ситуации где вы оказываетесь либо пьяным на улице и происходит что-то экстремальное (нужно кого-то спасать, например), или потребуется срочный выезд для помощи кому-то из близких, а в это время вы на вечеринке. Всегда нужно отвечать, что пьяным на улице вы никогда не появитесь и за руль в таком состоянии никогда-никогда не сядете. Сами немцы боятся получить приглашение на MPU как огня: во-первых, это немалые финансовые траты, во-вторых куча затраченного времени, в-третьих – сама процедура довольно унизительна. Поэтому там почти и не нарушают. Возможно, эта практика будет полезной и в Украине, ведь одни штрафы, какого размера бы они ни были, эффекта не дают.