Соль на зимних дорогах: решение или просчет?

Зима и снег на дорогах – понятия в наших широтах не разделимые. Но вот дорожные службы толком выполнять свои обязанности так и не научились. Особое место в этой истории – реагенты (если они, конечно, есть). Дорожники посыпают дороги технической солью и другими реагентами: горожане жалуются на испорченную обувь, коррозию металла автомобилей и химические ожоги у домашних животных, но изменить ситуацию сложно.

А вот в Финляндии, где снега тоже хватает, перестают использовать реагенты при температуре -5 °С. Их метеорологи считают, что дороги становятся менее скользкими при низких температурах. Во всяком случае, это подтверждается статистикой.

Многочисленные исследования убедили европейских коммунальщиков отказаться от использования реагентов. А соль можно использовать только на очень скользких и опасных участках дорог. Вместо этого используют каменную крошку и гравий, которые экологичны и экономичны, так как используются повторно. Главное условия — хорошая очистка дорог сразу после снегопада.

В Швеции мелкий песок смешивают с очень горячей водой, и разбрызгивают смесь на улицах. Горячий песок плавит снег и делает поверхность шероховатой. Способ рассчитан на долговременный результат. Снежную кашу запрещено сбрасывать на газон. Она вывозится для утилизации на специальные полигоны. Но для такого метода нужна специальная техника.

В США и Канаде для обработки улиц применяют хлорид натрия, добываемый на Великих озёрах. Правда, реагент вызывает большую коррозию металлов. Из-за этого подвесные мосты обрабатывают мочевиной, которая не токсична и не опасна для металла, но в 7 раз дороже соли. Через три часа после окончания снегопада основные трассы должны быть очищены от снега.

Дальше всех в вопросе экологии пошла Япония, там дороги не обрабатываются реагентами, а только чистятся от снега. При этом шипованные шины в стране запрещены. Впрочем, чистят там снег — идеально.