Зимнее вождение может быть безопасным: система подготовки в Финляндии удивляет даже европейцев

Мы привыкли, что обучение вождению о получение прав это раз-два, и водительское удостоверение у тебя в кармане. Но в Финляндии не всё так просто. Хотя нет, в Финляндии всё очень непросто!

В этой северной стране стоимость обучения на категорию «B» – 2400‑2600 евро (за все этапы). Образовательный процесс имеет три этапа – это так называемая «скандинавская» система, изобретенная в 70-х. Первый (основной) курс длится два месяца. За это время надо пройти теорию (20 часов) и практические занятия по вождению (не менее 20 часов).

На практических занятиях курсанты в обязательном порядке получают навыки вождения на всех типах поверхностей: асфальт, гравий, разнообразные скользкие покрытия дорог. Еще как минимум плюс 20 часов следует посвятить самообразованию: автошкола на своем сайте размещает задания, которые нужно выполнить в срок. Причем программа отслеживает, сколько времени курсант потратил на ответы. После сдачи экзамена первого промежуточного этапа (получасовой экзамен на компьютере и практическое вождение), финнам выдают временное водительское удостоверение (действует в течение двух лет).

Далее в дело вступает весьма полезная (на наш взгляд) норма. Если начинающий водитель дважды в течение одного года нарушит правила дорожного движения, то ему будет вынесен запрет на управление транспортным средством. Эти два года надо не просто ездить, стараясь неукоснительно соблюдать правила, но и вести электронный дневник самостоятельного обучения — его обязательно читает преподаватель!

После того, как водитель получил временные права и «покатался» 2 года, он обязан пройти второй и третий этапы обучения. Опять-таки они включают в себя не только теорию вождения, а и улучшение навыков практического вождения (разные траектории прохождения поворотов, скоростное вождение, вождение в темное время суток, на скользком треке и т.д.).

Кроме того, практические занятия в автошколах Финляндии делятся на две части – летнюю и зимнюю. Каждую из них необходимо пройти успешно и только после этого человек получает полноценное (круглогодичное) водительское удостоверение. Однако можно пройти только один курс (допустим, зимний), сдать экзамен по теории и по практике управления и получить временные права с отметкой о том, что не сдана вторая (соответственно, летняя) часть теоретических и практических экзаменов. Эти права действительны в течение шести «холодных» месяцев каждого года. С ними можно “отъездить” всю зиму, но потом необходимо сдать другой (летний) экзамен.

Венец учебы – экстремальные приемы контраварийного вождения на специальном полигоне. Такие есть практически в каждом крупном городе Финляндии, а в Хельсинки их два. Зимой автодром превращают в каток, летом заливают специальной смесью из воды и масла. На полигонах отрабатывают вождение на скользкой дороге – снос, занос, юз, неконтролируемое вращение автомобиля. Курсанты также практикуются в экстренном торможении, контролем автомобилем при торможении, скольжении и знаменитом «лосином» тесте.

Во время занятий на полигоне курсанты управляют автомобилем на нормальной безопасной скорости и выполняют определенное упражнение (например, экстренное торможение, коррекция заноса или сноса, управление автомобилем во время торможения). Такие упражнения производятся сначала на скорости, например 45 км/ч, которой достаточно для правильного выполнения этого задания.

Затем это же задание повторяют на более высокой (всего на 5 км/ч) скорости: в результате машина сбивает тренировочный конус. Этого комплекса упражнений достаточно для того, чтобы показать молодым драйверам, что поведение автомобиля и безопасность на дороге изменяются в худшую сторону при, казалось бы, незначительном увеличении скорости движения. Кстати, большинство финнов ездит зимой на шипованных шинах, и не важно, речь идет про легковые авто или шины для грузовиков в интернет-магазине autoz.ua

Используется также тренажер, который называется «перевернутый автомобиль». Во время практики студенты подвергаются тренировке, на которой они  понимают, что значит потерять пространственную ориентацию и находиться в перевернутом автомобиле.

Есть ряд практических тренингов по оказанию первой медпомощи. А выпускные экзамены финны сдают в специальных организациях (аналогах немецкого ADAC), которые также проводят техосмотр автомобилей. И только после успешного прохождения ВСЕХ этапов выдаются постоянные права. Действительны они 15 лет – потом нужно пройти медосмотр заново.

Надо ли объяснять, почему статистика ДТП в Финляндии поражает даже европейцев? Достаточно знать, что в 2016 количество аварий в стране упало до рекордно низких показателей не только в истории страны, а и в истории Европы.